пятница, 6 сентября 2013 г.

Николай Грибачев. Статья о творчестве из трехтомника Сергея Васильева. Часть 1.

Прочитала статью Сергея Васильева о творчестве Николая Грибачева. Грибачев - очень титулованный советский поэт и писатель, Герой социалистического труда. Некоторые стихи трогают душу, некоторые написаны по госзаказу, для выполнения которого были творческие командировки заграницу. Но разве можно упрекнуть поэта в этом?  Для этого нужно ощущать реалии того времени.

Итак, часть первая - начало биографии





Сергей Васильев

АТАКУЮЩЕЕ СЕРДЦЕ 

На усталость жалобой своею,
Выходом из строя хоть на миг
Огорчить друзей моих не смею
И врагов порадовать моих.
Значит, бейся, сколько можешь биться,
А когда почувствуешь беду,
Не проси меня остановиться
 — Можешь разрываться на ходу!

Так гордо сказал Николай Грибачев в стихотворении «Своему сердцу». Сын бедняка, сызмала, за сохой да бороной познавший труд, жадно потянувшийся к знанию и при помощи родной Советской власти приобретший его, Николай Грибачев биографически представляет собой яркий пример таланта, вымахнувшего, как говорили в старину, из деревенских.

Я был на крутом берегу Десны, где стоит родительская изба Грибачева, видел его ближнюю и дальнюю родню, слышал соломенную речь домочадцев, воочию убедился, какие гигантские усилия нужно было сделать рядовому сельскому мальцу, чтобы подняться на вершины грамоты и не отступить от обуявшей дерзкой мечты.

Первая книжка Николая Грибачева вышла в свет еще в 1935 году, в Петрозаводске. Книжка эта говорила о способностях молодого автора, но отнюдь не ей суждено было стать высоким творческим показателем упорной работы поэта. Как художник Николай Грибачев возмужал значительно позднее. Участник трех войн — освободительного похода в Западную Белоруссию, финского фронта и, наконец, второй мировой войны, Николай Грибачев прошел бесчисленные дороги сражений, видел горечь солдатских неудач и жгучую радость наступления. Он был командиром взвода в боях под Москвой, командиром саперного батальона под Сталинградом, дивизионным инженером гвардейской дивизии на Донце, а с середины 1943 года — специальным корреспондентом армейской газеты. Он участвовал в форсировании Дона, Донца, Буга, Вислы, Одера, Эльбы, во взятии Берлина и освобождении Праги.

Стихи Николая Грибачева военных лет, посвященные доблести солдат и офицеров Советской Армии, особенно стихи, обращенные к Болгарии, Венгрии, Румынии, несут отголосье исторических событий, рисуют дни, когда отважное советское воинство, разгромив полчища фашистов, пядь за пядью .освобождало западные страны от нацистского рабства. Воинствующим бескорыстием веет от лучших стихотворений поэта того незабываемого времени:

В неширокой долине — село и река,
из ребристого камня ограда,
винный запах листов, аромат табака
и живая стена винограда.
Нам хозяин отвесил поклон поясной,
и девчонка с таким же поклоном
подала рушники и кувшин расписной,
чтоб умыться гостям запыленным.

Я взглянул на нее
и припомнил сестру,
что вот так, перед самой войною,
босиком по траве пробежав,
поутру подавала мне ковшик с водою.
А когда всей семьей повели нас за стол,
хлопоча, словно братья о брате,
я как будто вторую отчизну нашел
в македонской приземистой хате.

Послевоенный период творчества Николая Грибачева ознаменован серьезными удачами в эпическом плане и лирике. Поговорим сначала о поэмах. Их пять, написанных за сравнительно короткий срок: «Колхоз «Большевик», «Весна в «Победе», «Ким Ир Сен», «Рядом с нами» и самая последняя — «Америка, Америка...». Поэма «Колхоз «Большевик» (1947) и поэма «Весна в «Победе» (1948) убедительно показали, как реалистично повествовательное умение Николая Грибачева. Правдиво нарисовал поэт картины коллективной борьбы за хлеб. Обе поэмы созданы на материале современной колхозной деревни, но очень различны и не похожи друг на друга по композиционному решению. Если в поэме «Колхоз «Большевик» преобладает радужная окраска, оптимистические тона и сцены трудового ликования, то в поэме «Весна в «Победе» при той же атмосфере трудового подъема явственно звучит нота драматичности, тревожного размышления, философского осмысления происходящего вокруг.

Трагедия парторга Зернова, сломленного тяжким недугом, умирающего в разгар весны, не заслоняет, однако, от читателя неумирающего большевистского духа коммуниста. Это очень не просто: смертью героя утвердить жизнь. Николай Грибачев сумел об этом сказать без фальши, без позы, без выспренности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий