воскресенье, 2 июня 2013 г.

Петербург XIX века. Таким его видела Анна Каренина

Петербург позапрошлого века. Неожиданно многолюдный. Таким его видели Л. Толстой и Ф. Достоевский и герои их знаменитых романов. Конка. Грохот по булыжной мостовой. Скамейки, тумбы с объявлениями и чугунные ограждения. 

Невский проспект. Санкт-Петербург. 1870-е гг. Peterburg. 1870

Невский проспект 1870-е годы


В последние десятилетия 19-го века в России окрепла документальная фотография. Появились отличные фотохроникеры, занимавшиеся съемкой сюжетов из повседневной жизни. Они снимали нищих и странников, людей, занятых трудом в поле, в кузнице, у станка, городских извозчиков и водовозов, базары на больших площадях, выступления скоморохов, массовые шествия, просто виды городских улиц. Эти фотографы не заботились о композиции, принятой мастерами старой («пикториальной») фотографии. «Эстеты» упрекали их за отход от «художественности», но они упорно фотографировали «жизнь как она есть». 

Далее фотографии Петербурга 19-го века  и статья П. Антонова "Пейзажи Петербургских улиц" из журнала "Советское фото" №10. 1989г.



Петербург. 1850

 ВЫВЕСКА КОЖЕВЕННОЙ ЛАВКИ НА НИКОЛАЕВСКОЙ УЛИЦЕ, 1880 гг. 


Вглядываясь в старые фотографии, мы видим изменившиеся сегодня улицы, которые все-таки хорошо узнаются.   Конечно, это явление характерно только для центра города, так как прежние его окраины изменились неузнаваемо. В Петербурге с середины XIX века бурно развивалась торговля и промышленность, он становился центром притяжения огромных людских масс. 

На большинстве из них мы видим булыжную мостовую. От езды экипажей по такой мостовой, как писал современник, стоял беспрерывный треск и грохот. Но некоторые улицы столицы имели и удобные покрытия. 

В 1832 году на Невском появилась первая торцовая мостовая. Она состояла из деревянного основания и уложенных по нему шестигранных деревянных шашек, просмоленных и пропитанных антисептическими растворами, В 1870х годах коегде стали применять в качестве дорожного покрытия асфальт, иногда брусчатку. Тротуары от проезжей части ограждали чугунными или гранитными столбиками, связанными между собой цепями. В начале 20-го века их уже больше не устанавливали, На одном из снимков Невского проспекта видны ограждения тротуаров от мостовой. 


Сенной рынок 1890-й год


Извозчичья пролетка на Сенатской площади. 1860-й год

 Как показывают фотографии, на петербургских тротуарах было нагромождено множество самых разных сооружений: выступов, ступеней, сходов, зонтиков на чугунных колоннах, афишных тумб, тумб-киосков. Универсальные магазины, торговые фирмы, банки, гостиницы, рестораны находились в основном на главных улицах и проспектах: Невском, Садовой, Литейном, Большой Морской (ныне Герцена), Малой Морской (с 1902 года — ул. Гоголя), Большой Конюшенной (ныне Желябова), Николаевской (ныне ул. Марата) и других. Там царствовала всевозможная реклама. Посмотрите на фотографии Невского проспекта, Садовой улицы, на сами вывески, и вы почувствуете пульс города той поры. Транспорт также отражает городскую жизнь, ее ритм, напряженность, насыщенность. В Петербурге, из-за недостаточности других средств перевозки людей, извозчики были многочисленны даже в начале XX века, не говоря уже о более раннем времени. На одной из фотографий 1880х годов можно видеть извозчика на Екатерингофском (ныне РимскогоКорсакова) проспекте. Время года, вероятно, уже холодное. На извозчике армяк, перетянутый поясом, на голове — зимняя шапка «под бобра». На представленном в нашей подборке снимке видим извозчичью пролетку с седоками на Сенатской (ныне Декабристов) площади у памятника «Медный всадник». Погода относительно теплая, так как извозчик в кафтане, подпоясанном кушаком, а на голове его — шляпа с загнутыми полями. Однако экономически развитый огромный город с большой подвижностью населения требовал дешевого массового вида транспорта. Таким транспортом стала конножелезная дорога. 27 августа 1863 года в Петербурге впервые появилась «конка». На старых снимках запечатлены вагоны, рассчитанные на 48— 50 мест. Две винтовые лестницы ведут пассажиров с площадок на империал (второй этаж). Кучер сидит впереди вагона на небольшой площадке. В руках у него вожжи и кнут, рядом колокол для предупреждения об опасности. Тихоходная «конка» довольно скоро перестала удовлетворять потребности населения. 


 КОНКА У АПРАКСИНА ДВОРА НА САДОВОЙ УЛИЦЕ. 1890- гг. 

В 1907 году в Петербурге состоялся пуск нового трамвая. Между трамвайными путями ставились столбы для подвеса контактных проводов, так ' как домовладельцы не позволяли для этого использовать стены своих домов. Фотографии 1910-х годов показывают моторный вагон, рассчитанный на 42 места, ходивший по Невскому. Старая фотография знакомит нас также с развитием уличного освещения. На снимках конца 1850-х годов можно видеть уличные фонари, горевшие на конопляном масле. Четырехгранные светильники крепились к невысоким деревянным столбам. В 1883 году на Невском зажглись первые 32 электрических фонаря. На одной из главных улиц стояли одновременно газовые и электрические фонари. В то время изза недостаточной мощности электростанций и дороговизны электроэнергии центральные улицы до часа ночи освещались электричеством, а позже — газом. Отдаленные части города освещались тусклыми керосиновыми фонарями.


ГАЗОВЫЙ ФОНАРЬ В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА. 1880- гг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий